МБДОУ «Д/с №5 «Теремок» старшая группа «Пчёлки» (5-6 лет)
Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
14 февраля [ср]
«Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней». К. Д. Ушинский.
Произведения устного народного творчества имеют огромное значение для развития речи в младшем дошкольном возрасте. С рождения, ребенка сопровождает поэзия пестования: • колыбельные песни (таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей; особый ритм песни приучает детей плавному произношению фраз, предложений; значительно обогащает словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о предметах); • припевки, приговорки (издавна используются для привлечения внимания детей : успокоить, развеселить); • прибаутки (выражают заботу, нежность и веру в благополучное будущее); • потешки (дети вслушиваются в речь, устанавливая ритм, отдельные звукосочетания, развивая фонетический слух); • сказки (приучают детей к доброте, дружбе и взаимопомощи; к уважению старших людей, заботе о них; к отзывчивости к окружающим, к животным, к растениям, к воде, к предметам обихода; трудолюбию). Русские народные сказки, песни, пословицы, скороговорки, прибаутки – это народная мудрость, свод правил жизни, кладень яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, называется народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Приобщение к устному народному творчеству играет важное значение в эстетическом воспитании детей, способствует развитию речи, обогащает словарный запас, развивает грамматический строй речи, правильное произношение, формирует любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств: любовь к своему народу, обычаям, традициям, богатству языка. Через родную песню, сказку, игру дети овладевают родным языком, получают первые представления о культуре своего народа, его традициях. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личности, в освоении им культурных богатств. Детский фольклор – это особая область народного творчества, она включает целую систему поэтических и музыкальных жанров фольклора. В течении многих веков прибаутки, потешки, скороговорки, заклички приобщают детей к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, русского творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют детям познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа. Детский фольклор стимулирует творческие проявления детей, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Используя детский фольклор через движения, мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, танцы, хороводы. Одной из таких замечательных хороводных игр, использующих русский фольклор, является русская народная игра : «Каравай». Русская народная игра : «Каравай». Как на Ванины именины, Испекли мы каравай! Вот такой ширины, Вот такой ужины, Вот такой высоты, Вот такой низины. Каравай, каравай, Кого хочешь-выбирай! Знакомство детей с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек, скороговорок, стишков, сказок. Народные песенки, потешки, пестушки, скороговорки, представляют собой речевой материал, который используется не только в образовательной деятельности, с их помощью можно развить фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи. СКОРОГОВОРКИ на С- СЪ- Са-са-са: на столе оса Су-су-су: боимся мы осу Сы-сы-сы: жало у осы Се-се-се: кисель дадим осе *** Са-са-са - по лесу идет лиса, Со-со-со - лиса катит колесо, Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы, Су-су-су - видел я в лесу лису. СКОРОГОВОРКИ на Д- -ДЬ- Да-да-да - не ходи, Ваня туда! Ду-ду-ду - все равно туда пойду. Ди-ди-ди -ты ж одетый, не ходи! Да-да-да -ой! Холодная вода! Де-де-де -вот беда! Ваня делся ты куда? Ды-ды-ды - только слышно из воды. *** Дед Данила делил дыню: дольку-Диме, дольку-Дине. СКОРОГОВОРКИ на Г- -ГЬ- Ги-ги-ги- испекли мы пироги. Га-га-га- хочешь, Галя пирога? Гу-гу-гу - есть их больше не могу. Ги-ги-ги- не нужны мне пироги. Гу-гу-гу- и я тоже не могу. Га-га-га- где же оба пирога? СКОРОГОВОРКИ на Б- -БЬ- Ба-ба-ба- мама, мама, вон труба! Бу-бу-бу- ты и мне купи трубу! Бе-бе-бе- потрубил я на трубе. Ба-ба-ба- не нужна уже труба! *** Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан, И плясали бабочки под окном у бабушки. Бегемот разинул рот, у бабулиных ворот СКОРОГОВОРКИ на -К- -КЬ- Ка-ка-ка - вот течет река Ока, Ко-ко-ко- там рыбак недалеко. Ке-ке-ке- ловит рыбу на Оке. Ку-ку-ку- нет удачи рыбаку. Ки-ки-ки -помогите, рыбаки! Ку-ку-ку- вот подмога рыбаку. Ко-ко-ко-рыба ловится легко. Ка-ка-ка- есть улов у рыбака. СКОРОГОВОРКИ на Р- РЪ- В букве «Р» живет Россия, Реки, рожь, ракетодром, Руки матери родные И родительский наш дом. Рю-рю-рю - как я много говорю? Ри-ри-ри - от зари и до зари. Ре-ре-ре - о горе и о норе. Ря-ря-ря- про озера и моря. Рю-рю-рю- говорю и говорю. Ря-ря-ря- обо всем, но, видно, зря! Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человеческом, добром, гуманном подходе к личности ребенка, и требование с его стороны взаимнообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Большое количество фольклорных жанров позволяют развлекать, развивать и обучать детей ненавязчиво и разнообразно. Простые стишки, сказки, загадки, песенки – в скрытой и игровой форме учат детей – жизни. СТИШОК «Мячик» Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. СТИШОК «Грузовик» Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык – Опрокинул грузовик. Стишок «Мишка» Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу - Потому что он хороший. ЗАГАДКИ, СТИШОК «Лошадка» Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. СТИШОК «Тучка» Тучка с солнышком опять В прятки начали играть. Только солнце спрячется, Тучка вся расплачется. А как солнышко найдётся, В небе радуга смеётся. 1. Сидит в корзине девочка, у мишки за спиной. Он сам, того не ведая, несет ее домой. Из какой это сказки? 1. Три медведя 2. Маша и Медведь 3. Теремок 2. Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата: 1. Сестрица Алёнушка 2. Баба – Яга 3. Василиса Прекрасная 3. Удивляется народ : Едет печка, дым идет, А Емеля на печи, ест большие калачи! 1. Золотая рыбка 2. Сивка-Бурка 3. По-щучьему велению 4. Внучка к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. 1. Гуси-Лебеди 2. Красная шапочка 3. Маша и Медведь 5. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка 1. Козлёнок 2. Лягушка 3. Медведь 6. Сколько раз старик бросал в море невод? 1. Три 2. Четыре 3. Пять 7. Кто работать не хотел, а играл и песни пел? К брату третьему потом, прибежали в новый дом. 1. Три медведя 2. Три поросёнка 3. Теремок 8. Девочка спит и пока что не знает, что в этой сказке ее ожидает. Жаба под утро ее украдет, в нору упрячет бессовестный крот. 1. Кощей Бессмертный 2. Гуси-Лебеди 3. Дюймовочка 9. От кого не ушёл Колобок? 1. От бабушки 2. От волка 3. От лисы 10. Красна девица грустна : ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка. 1. Двенадцать месяцев 2. Морозко 3. Снегурочка 11. Сколько зверей встретил в лесу Колобок? 1. Три 2. Четыре 3. Пять 12. Сколько лепестков у Цветика-семицветика? 1. Шесть 2. Семь 3. Восемь 13. Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе? 1. Пять 2. Шесть 3. Семь 14. Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? 1. Третьей 2. Четвёртой 3. Пятой 15. Кому принадлежат эти слова: «Спасите, нас съел серый волк» 1. Красная Шапочка 2. Козлята 3. Зайчата Ценностью устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Сухомлинский В. А. считал сказки, потешки, песенки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.