МБДОУ «Д/с №5 «Теремок» Группа «Пчёлки»

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

14 февраля [ср]

«Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней». К. Д. Ушинский.


Произведения устного народного творчества имеют огромное значение для развития речи в младшем дошкольном возрасте. С рождения, ребенка сопровождает поэзия пестования:

• колыбельные песни (таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей; особый ритм песни приучает детей плавному произношению фраз, предложений; значительно обогащает словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о предметах);

• припевки, приговорки (издавна используются для привлечения внимания детей : успокоить, развеселить);

• прибаутки (выражают заботу, нежность и веру в благополучное будущее);

• потешки (дети вслушиваются в речь, устанавливая ритм, отдельные звукосочетания, развивая фонетический слух);

• сказки (приучают детей к доброте, дружбе и взаимопомощи; к уважению старших людей, заботе о них; к отзывчивости к окружающим, к животным, к растениям, к воде, к предметам обихода; трудолюбию).

Русские народные сказки, песни, пословицы, скороговорки, прибаутки – это народная мудрость, свод правил жизни, кладень яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, называется народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Приобщение к устному народному творчеству играет важное значение в эстетическом воспитании детей, способствует развитию речи, обогащает словарный запас, развивает грамматический строй речи, правильное произношение, формирует любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств: любовь к своему народу, обычаям, традициям, богатству языка. Через родную песню, сказку, игру дети овладевают родным языком, получают первые представления о культуре своего народа, его традициях.

Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личности, в освоении им культурных богатств. Детский фольклор – это особая область народного творчества, она включает целую систему поэтических и музыкальных жанров фольклора. В течении многих веков прибаутки, потешки, скороговорки, заклички приобщают детей к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, русского творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют детям познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа. Детский фольклор стимулирует творческие проявления детей, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Используя детский фольклор через движения, мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, танцы, хороводы.

Одной из таких замечательных хороводных игр, использующих русский фольклор, является русская народная игра : «Каравай».

Русская народная игра : «Каравай».

Как на Ванины именины,

Испекли мы каравай!

Вот такой ширины,

Вот такой ужины,

Вот такой высоты,

Вот такой низины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь-выбирай!

Знакомство детей с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек, скороговорок, стишков, сказок. Народные песенки, потешки, пестушки, скороговорки, представляют собой речевой материал, который используется не только в образовательной деятельности, с их помощью можно развить фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи.

СКОРОГОВОРКИ на С- СЪ-

Са-са-са: на столе оса

Су-су-су: боимся мы осу

Сы-сы-сы: жало у осы

Се-се-се: кисель дадим осе

***

Са-са-са - по лесу идет лиса,

Со-со-со - лиса катит колесо,

Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,

Су-су-су - видел я в лесу лису.

СКОРОГОВОРКИ на Д- -ДЬ-

Да-да-да - не ходи, Ваня туда!

Ду-ду-ду - все равно туда пойду.

Ди-ди-ди -ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да -ой! Холодная вода!

Де-де-де -вот беда! Ваня делся ты куда?

Ды-ды-ды - только слышно из воды.

***

Дед Данила делил дыню: дольку-Диме, дольку-Дине.

СКОРОГОВОРКИ на Г- -ГЬ-

Ги-ги-ги- испекли мы пироги.

Га-га-га- хочешь, Галя пирога?

Гу-гу-гу - есть их больше не могу.

Ги-ги-ги- не нужны мне пироги.

Гу-гу-гу- и я тоже не могу.

Га-га-га- где же оба пирога?

СКОРОГОВОРКИ на Б- -БЬ-

Ба-ба-ба- мама, мама, вон труба!

Бу-бу-бу- ты и мне купи трубу!

Бе-бе-бе- потрубил я на трубе.

Ба-ба-ба- не нужна уже труба!

***

Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,

И плясали бабочки под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот, у бабулиных ворот

СКОРОГОВОРКИ на -К- -КЬ-

Ка-ка-ка - вот течет река Ока,

Ко-ко-ко- там рыбак недалеко.

Ке-ке-ке- ловит рыбу на Оке.

Ку-ку-ку- нет удачи рыбаку.

Ки-ки-ки -помогите, рыбаки!

Ку-ку-ку- вот подмога рыбаку.

Ко-ко-ко-рыба ловится легко.

Ка-ка-ка- есть улов у рыбака. СКОРОГОВОРКИ на Р- РЪ-

В букве «Р» живет Россия,

Реки, рожь, ракетодром,

Руки матери родные

И родительский наш дом.

Рю-рю-рю - как я много говорю?

Ри-ри-ри - от зари и до зари.

Ре-ре-ре - о горе и о норе.

Ря-ря-ря- про озера и моря.

Рю-рю-рю- говорю и говорю.

Ря-ря-ря- обо всем, но, видно, зря!

Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человеческом, добром, гуманном подходе к личности ребенка, и требование с его стороны взаимнообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Большое количество фольклорных жанров позволяют развлекатьразвивать и обучать детей ненавязчиво и разнообразно. Простые стишки, сказки, загадки, песенки – в скрытой и игровой форме учат детей – жизни.

СТИШОК «Мячик»

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

СТИШОК «Грузовик»

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

Стишок «Мишка»

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу -

Потому что он хороший.

ЗАГАДКИ,

СТИШОК «Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

СТИШОК «Тучка»

Тучка с солнышком опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдётся,

В небе радуга смеётся.

1. Сидит в корзине девочка, у мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несет ее домой. Из какой это сказки?

1. Три медведя

2. Маша и Медведь

3. Теремок

2. Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата:

1. Сестрица Алёнушка

2. Баба – Яга

3. Василиса Прекрасная

3. Удивляется народ : Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи, ест большие калачи!

1. Золотая рыбка

2. Сивка-Бурка

3. По-щучьему велению

4. Внучка к бабушке пошла, пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил, обманул и проглотил.

1. Гуси-Лебеди

2. Красная шапочка

3. Маша и Медведь

5. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным

прекрасная девушка

1. Козлёнок

2. Лягушка

3. Медведь

6. Сколько раз старик бросал в море невод?

1. Три

2. Четыре

3. Пять

7. Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

К брату третьему потом, прибежали в новый дом.

1. Три медведя

2. Три поросёнка

3. Теремок

8. Девочка спит и пока что не знает, что в этой сказке ее ожидает.

Жаба под утро ее украдет, в нору упрячет бессовестный крот.

1. Кощей Бессмертный

2. Гуси-Лебеди

3. Дюймовочка

9. От кого не ушёл Колобок?

1. От бабушки

2. От волка

3. От лисы

10. Красна девица грустна : ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка.

1. Двенадцать месяцев

2. Морозко

3. Снегурочка

11. Сколько зверей встретил в лесу Колобок?

1. Три

2. Четыре

3. Пять

12. Сколько лепестков у Цветика-семицветика?

1. Шесть

2. Семь

3. Восемь

13. Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки

«Три медведя». Сколько их стало всех вместе?

1. Пять

2. Шесть

3. Семь

14. Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»?

1. Третьей

2. Четвёртой

3. Пятой

15. Кому принадлежат эти слова: «Спасите, нас съел серый волк»

1. Красная Шапочка

2. Козлята

3. Зайчата

Ценностью устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Сухомлинский В. А. считал сказки, потешки, песенки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.



Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.